Начавшиеся на этой неделе в розничной сети США продажи проигрывателей HD DVD компании Toshiba обозначили переход войны перспективных оптических форматов в новую фазу.
Напомним, выход на рынок продукции конкурентов – проигрывателей Blu-ray – ожидается не ранее, чем через несколько месяцев. Поскольку США представляют собой наиболее емкий рынок оборудования и носителей видео высокой четкости (HD), есть смысл говорить о серьезном преимуществе, которое получает первый, кто появляется на нем со своим продуктом. Чтобы не быть голословными, достаточно привести цифру из отчета аналитической компании ABI Research: более 60% общемирового объема продаж TV-приемников с поддержкой HD в текущем году придется на Северную Америку.
Хорошо, каковы же в этом свете перспективы противостояния двух форматов? Сможет ли технология HD DVD воспользоваться мощнейшими рычагами, оказавшимися в ее распоряжении - ранним стартом и заметно более доступной ценой – и закрепиться на рынке настолько, чтобы усилия Sony и ее сторонников стали напрасными? В краткосрочной перспективе ответ может быть однозначным – да. Однако нельзя сбрасывать со счетов факторы, которые вступят в игру позже, хотя и не в столь отдаленные сроки.
К концу года, по данным аналитиков, на долю проигрывателей Blu-ray будет приходится не более трети общего объема устройств для воспроизведения дисков с видеозаписями высокой четкости. Однако есть одно большое «но» - PlayStation 3.
Игровая консоль нового поколения с поддержкой Blu-ray может серьезно повлиять на баланс сил.
Сторонники HD DVD могут надеяться только на то, что компании, занятые в сфере тиражирования видеопродукции, предпочтут HD DVD, когда увидят, насколько успешным был старт этого формата. В конечном счете, фильмы будут издаваться на том носителе, за который покупатели, что называется, проголосуют рублем (в данном случае, конечно, долларом). Как вы помните, многие из производителей уже готовы к любому повороту событий и заявили о поддержке двух форматов одновременно. По крайней мере, на тот период, пока победитель не определится окончательно.
Остается выяснить, кто заплатит за поддержку двух, во многом - равноценных, форматов? Вопрос, как вы понимаете, риторический: заплатят покупатели дисков и проигрывателей. Хотелось бы предположить, что частично эти расходы разделят с ними компании, вынужденные нести двойные издержки на выпуск одного и того же фильма. Но, помня, что речь идет о бизнесе, от этого наивного предположения разумно будет отказаться – в конечном счете, все расходы всегда оказываются переложенными на плечи потребителей. Как говорится, «такой расклад».